Зёрна, или Сеятель (1)
Вышел сеятeль сеять семя свое; и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптaно, и птицы небесныя поклевали его; А иное упало на камень и взошед засохло, потому что не имело влаги; А иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его. А иное упало на добрую землю и взошед принесло плод cтoричный.(Евангелие от Луки, гл. VIII, ст. 5-8).
Зёрна
«Надо сказать честно, что Россия довольно бедная страна», — как признался один из «младореформаторов», — и она действительно таковой является, после их хозяйствования.
* * *
Деньги есть, а ума нет. Для России это почти закон.
*
Нет ума, нет совести... А что есть? — Деньги.
* * *
В России нужно надеяться на лучшее, потому что почти всегда вероятнее всего худшее.
* * *
В России, судя по всему, устанавливается институт принципата. (Oт принципата до монархии — недалече.)
(январь 2000 г.)
* * *
Характерно. Ельцин в школьные годы повёл «группу товарищей» в лес на 2 недели, а нашлись они через 4 месяца, чудом уцелевшие.
Чем не пролог и не метафора его будущего «царствования»?
* * *
В 1991 году исполнительная власть проиграла (законодательной) — и Советский Союз распался. А в 1993-м исполнительная власть взяла верх (над Верховным Советом) — и Россия уцелела.
* * *
Индустрия порока. Деньги делаются на пороке и в порок вкладываются.
* * *
Всё можно скрыть, кроме безразличия.
* * *
Свято место пусто не бывает: место коммунистической идеологии начинает потихоньку снова занимать христианство (Православие).
* * *
Мы живём если и не в последние времена, то в предпоследние.
* * *
Гайдар и Чубайс — близнецы-братья: первый лишил народ сбережений, а второй — собственности.
* * *
Нужно прожить жизнь, чтобы понять, что в ней нет ничего такого, о чём стоило бы жалеть, уходя из неё.
* * *
Бывают хорошие жёны; хороших мужей не бывает.
* * *
Закон сохранения вещества, массы, якобы свидетельствующий о вечности материи. Когда в реторте сжигают вещество и от него остаются дым и пепел, то масса их хоть и остаётся равной сожжённому веществу, но из дыма и пепла-то ему самому ни за что не восстановиться — нужен акт творения, воссоздания, нужен Творец. Материя сама по себе если и сохраняется, то в виде распада, тлена, костей и пепла. От живого — к неживому, от сложного — к простому, от жизни — к смерти, от начала — к концу, — вот путь материи (тварного) в Вечности.
(Бедные материалисты, полагающие, что то, из чего они сделаны — вечно.)
*
«Развитие» идёт — от порядка к хаосу, от жизни к смерти. (Oт нового к старому, от молодого к дряхлому.)
* * *
XXI век — русский век.
* * *
Есть женщины с мужским характером и мужчины с женским. (И их примерно поровну.) Се ля ви.
* * *
Русские — новые язычники, которые наново примут христианство (православное) и построят новый феодализм (истинный) — социализм. (Да будет так.)
* * *
Перед Богом мы все нагие.
* * *
На смену обыкновенной цензуре пришла цензура денег.
* * *
Российские самодержцы вовсю пялились из своего промозглого Петербурга на Запад, а русский человек шёл на Восток... на Запад. Вот и проморгали правители Аляску, Америку (Калифорнию)... Запад.
* * *
Когда не знаешь, как поделить, — дели поровну.
* * *
Власть (вся eё система) строилась против русских — потому и рухнула.
* * *
Роль личности в истории велика... когда история заинтересована в личности.
* * *
Сталин мог бы стать русским Дэн Сяо-пином, если бы сберёг Жданова и его «птенцов», а Советский Союз мог бы пойти по пути Китая. Но не сберёг (отдав Берии на растерзание), но не пошёл. А жаль.
* * *
Конец истории в учебниках истории наступил в советские времена. А теперь он наступил в американских.
* * *
Всё, на что хватило ума у российских «реформаторов», — это наделать долгов и наворовать. (И думают, что на этом всё для них закончилось — как бы не так: всё только начинается.)
* * *
Научили обезьян грамоте. (Современные образованцы.)
* * *
Вместо образования — развращение. Такова наша сегодняшняя школа. (Во главе понятно с кем.)
* * *
При капитализме, при либералах мы стали духовно намного свободнее (чем при коммунистах). И это главное. (Ради чего всё затевалось.)
* * *
Уроки истории неприменимы (в настоящем) — в этом их основной урок.
* * *
Мы ждём, когда будет лучше, а в данный момент — всегда лучшее или оптимальное. Мы ждём, когда время застынет, а оно движется; мы ждём, когда заживём лучше, а мы и так живём неплохо (для данного времени), хотя нам всегда кажется, что это не так.
Человек никогда — за редким исключением — не бывает удовлетворён настоящим, а мы всё надеемся на лучший строй, на лучшее общество, на лучших правителей...
Мы никак не хотим понять, что жизнь — это вечное движение, изменение, перемены (от молодого к старому, от привычного к новому), а нам хочется покоя, тишины, достатка, застоя...
* * *
Пока не поймём, что политики заботятся не о нас («народе»), а о себе, до тех пор наше отношение к политике не изменится, а значит, по-прежнему мы будем связывать с переменами в политике (и со сменой политиков) своё будущее.
* * *
Мы становимся всё хуже (прежде всего — в физическом смысле), а хотим, чтобы жизнь становилась всё лучше. (Во всяком случае — не изменялась. А так не бывает.)
*
Нас уже ничего хорошего не ждёт, а мы всё ещё надеемся на лучшее.
* * *
Если либеральная пропаганда в брежневские «застойные» времена проводилась под видом (или соусом) «борьбы» с «буржуазными фальсификациями» (разного рода) — основные положения либеральной мысли были вполне доступны, их тиражировала советская печать совершенно легально, — то с достижениями русской национальной мысли было невозможно ознакомиться в каком бы то ни было виде — словно их вовсе не существовало, настолько глухо они замалчивались.
* * *
Нужно получить признание на Западе, чтобы признали и у нас.
* * *
Советско-либеральный «тришкин кафтан»: деньги есть — товаров нет, товары есть — денег нет.
* * *
Русский человек — истинный непротивленец: его морят голодом, а он — в знак протеста — объявляет голодовку.
* * *
Мои отрывки пишутся — как стихотворения. Их нельзя слить в нечто единое: статьи, монографии из них не получится. Потому что только так, мозаично и противоречиво, можно передать впечатления от действительности, сложить и охватить сложнейше-противоречивую картину нашего мира.
* * *
Боятся потерять Россию, как когда-то потеряли Германию. И поэтому, с одной стороны, делая в России, в её экономике всё, что привело в своё время в Германии к власти нацистов, с другой стороны, стремятся изо всех сил не допустить «нацистов» (русских) к власти. (Даже в беспомощную Думу, даже на выборы.)
* * *
Ничего в человеческом мире не делается помимо людей, их духовных и физических усилий. Поэтому те, кто молят Бога о совершении каких-то дел, молят на самом деле Его о том, чтобы явились люди, которые бы исполнили те дела, о совершении которых и молятся.
* * *
Почему человек верующий, а не человек знающий? Почему он так создан?
* * *
Раньше было лучше, хотя бы потому, что мы были моложе.
* * *
Столичные интеллектуалы стремятся превратить христианство в «религию рабов».
* * *
Берия — первый советский либерал?
* * *
Либерализм — это диктатура меньшинства, т.е. большевизм?
* * *
Лёгкая жизнь — не для нас. К сожалению, или к счастью.
* * *
В России непрерывно, начиная с пресловутого 17-го года, идёт дискриминация большинства меньшинством. И диктатура — меньшинства, подавляющего нещадно большинство. А какой же и чьей ещё может быть диктатура? Чем меньшинство меньше, тем диктатура свирепее. У абсолютного меньшинства и диктатура абсолютная.
*
Либералы — «правые»? Ну прямо как Сганарель у Мольера — мы тут всё переменили.
*
Либерализм (в отличие от консерватизма) — это подрыв, подкоп подо всё — и прежде всего под государственные и нравственные устои, это слабое государство и безнравственное общество, а уже потом экономика...
*
Либерализм есть «демократическая» власть плюс алкоголизация всей страны.
*
Большевики стремились превратить русских в дураков, а либералы пытаются превратить их в дебилов.
* * *
Морим себя информационным голодом. (Не покупаем книг, газет и т.д.) Или нас морят?
* * *
Нормальные русские дети (их пока немного) — это или основа будущей России, или последний остаток уходящей.
* * *
Сомнения всегда остаются. На самом донышке, но всё же.
* * *
Наши либералы, «ночные сторожа», лисы в курятнике, козлы в огороде...
* * *
Критика («художественная» — литературная и т.п.) — самый распространённый способ паразитирования на творчестве.
* * *
Либералы — «правые» только в рамках одного войска; «левые» и «правые» — это два фланга одной силы, которая борется против действительно правых.
* * *
Дайте мне телеэкран, и я переверну Россию.
* * *
Демократия либералов — это диктатура меньшинства, диктатура «пролетариата».
* * *
Один царь, Александр Павлович, сослав повесу Пушкина в Михайловское, оказал величайшее благодеяние ему и величайшую услугу России, сделав его величайшим её поэтом. А его младший брат, Государь император Николай Павлович, сослав Достоевского на каторгу, поспособствовал тому, что из него вышел величайший русский писатель.
Сталин же отличился тем, что сберёг жизни двух великих русских писателей-антиподов, Булгакова и Шолохова, не отдал их на растерзание своей большевицкой своре, жаждавшей их крови. Да и Лосева сохранил. И это ему всенепременно зачтётся.
*
А Ельцину зачтётся, если из Путина выйдет что-то пyтное, нечто в русском духе, в духе Елизаветы Петровны.
(2000 г., начало)
* * *
Брежневщину можно определить кратко как «сытое свинство» или «свинскую сытость». Сытое и абсолютно бездуховное общество. Как результат — кромешное пьянство.
* * *
Не для того ли привели к власти Гитлера, чтобы он навсегда опорочил (абсолютно здравую) идею национального социализма? Чтобы из реального, национально мыслящего и национально чувствующего социалиста сделать вызывающего омерзение «нациста»? (Не только для этого, но и для этого тоже.)
* * *
Теперь русских дураков опять заставят вкалывать под присмотром надсмотрщиков-контролёров. А потом, когда наработают и наживут, снова «кинут» и пустят по миру. Так что предстоит одно из двух — или не работать, или, прежде чем приступать к работе, разогнать кровососов.
* * *
Ненависть Запада к России — от того, что в её руках ключи от судеб мира. Одним словом, Хартланд.
* * *
Была у нас большевицкая диктатура, а теперь готовятся к либеральной. Вместо ежовых рукавиц примеряют бархатные перчатки.
* * *
Основное различие между почти уже ушедшим поколением (предвоенных лет рождения, до Первой мировой появившимся на свет), пережившим Великую войну, и моим, после неё родившимся, — в том, что они вели себя так, как будто износу им не будет (и поэтому не задумывались о будущем), а мы ведём и чувствуем себя так, будто нас может стереть в любое мгновение.
* * *
Первые три русских поэта: Пушкин, Лермонтов, Тютчев. Четыре русских писателя первого ряда: Гоголь, Достоевский, Толстой, Чехов. Чуть ниже их, во втором ряду — Гончаров, Тургенев, Лесков, Бунин. Немало. (В XX веке — Булгаков и Шолохов. Негусто.)
* * *
На дворе новые времена, а у коммунистов старые песни.
* * *
Основное назначение Ельцина (и главное содержание — объективное — его периода, периода ельцинизма) — разрушительство: нужно было разрушить, расчистить место для будущей национальной стройки.
А нынешнее время — время созидания. И теперь нужен созидатель. Справится ли с этой миссией Путин, посмотрим, но случайных людей на вершине власти не бывает.
(2000 г.)
* * *
Меня развило увлечение физикой, раннее знакомство с «безумными идеями» её творцов, собственная склонность к ним. «Безумные идеи» необходимы и историку.
* * *
История — первая наука для политика. Без знания истории в политике делать нечего. Сначала нужно быть историком, а потом уже — юристом, экономистом и прочее.
И способность к анализу. Политик должен обладать математическим умом. Равно как и историк.
*
Политика — искусство возможного. Путин не сделает ничего, что идёт против, вразрез с глубинными интересами России. Если только он не самоубийца.
(2000 г.)
* * *
Революции случаются, когда нужно обновить правящие элиты, влить в них новую, свежую кровь, а то и вовсе сменить. Это происходит, когда элита становится замкнутой кастой и приток свежей крови (новых, сильных духом и волей людей из народа) практически прекращается.
Очистительное наводнение, разрушающий старое взрыв — вот что такое революция, и она снова стучится в наши двери.
* * *
Всем ясно, что Россия находится то ли накануне краха «Веймарской республики», то ли на излёте «НЭПа» и в преддверии «Великого перелома», и что лучше «ужасный конец, чем (такой, как сейчас) ужас без конца», что, в конце концов, и приход Гитлера или Сталина воспринимается в определённой исторической обстановке с облегчением...
(2000 г.)
* * *
Жириновский — шут, которому иногда дозволяется говорить правду.
* * *
Русская Атлантида потихоньку всплывает из пучины морской. (А думали, что ушла навсегда.)
* * *
Обольстительный вымысел художественной литературы (прошлых лет и веков) уже никого не прельщает.
* * *
Нашим экономистам-реформаторам в Израиле только улицы доверили бы мести.
* * *
Во времена брежневского «застоя» над Россией стоял (удушливый) политический антициклон, а начиная с Горбачёва, и особенно с Ельцина, стали находить (разрушительно-очистительные) политические циклоны, в зоне действия которых мы по сию пору и пребываем.
* * *
Власть выучивается обращаться к народу — «руссияне».
* * *
Все неурядицы в России выражаются одним словом — дефляция.
* * *
Не нашлось ни русского Иеремии, ни русского Исократа, чтобы хотя бы попытаться удержать русских князей от (бессмысленной по большому, историческому счёту) борьбы с Батыем.
* * *
Русский человек будет сопротивляться до тех пор, пока или не свергнет эту власть, или она не станет человеческой.
* * *
Русские люди, исстрадавшиеся под гнётом большевицко-советского ига, оглушённые треском горбачёвской «перестройки» и придавленные обвалом ельцинских «ряформ», теперь внимательно вглядываются в Путина — чего от него ждать: начала возрождения России или продолжения прежнего угнетения?
(2000 г.)
* * *
Дьявол — это когда человек предаётся низменному (в своей натуре) и превращает свою жизнь в ад. (Т.е. в жизнь без Бога и Его нравственных законов, в беззаконную жизнь.)
* * *
Вся «заслуга», вся «экономика» Гайдара — в том, что он «отпустил» цены и уничтожил сбережения «населения». А «заслуга» Чубайса — в том, что он обеспечил «правовое» прикрытие для перехода огромной российской общенациональной собственности в руки кучки воров и проходимцев.
* * *
Если русский писатель о ком-то из своих современников отзовётся плохо, то он останется плохим персонажем в русской истории, а если хорошо — то хорошим. В этом сила русского писателя. Не худо бы об этом знать, особенно власть имущим.
* * *
Ток-шоу тетеревов-глухарей. Глухариные "ток-шоу".
* * *
Все эти «экономические программы» — коммунистов, «яблочников»-либералов — так напоминают старое толстовское «первая колонна выступает...», в то время как в России происходит самая настоящая революция, т.е. война, а на войне как на войне — смотреть надо. (А не расчётами заниматься.)
* * *
Табуированная «политкорректностью» «свобода слова» на Западе.
* * *
Птенцы гнезда Петрова — птенцы гнезда Борисова...
И тот и другой были революционеры, преобразователи России, воздеватели её на дыбу (реформ); русские на эту роль никак не годились — как можно воздеть на дыбу самоё себя?
Поэтому Ельцин и расстался со своими сверстниками-коммунистами и сделал ставку на поколение своих детей — и управлять ими было проще (естественный природный авторитет в их глазах), и требовать с них можно было строже — молодость не знает пощады.
(А что касается «приращения земель», то ещё не вечер: у Петра только через четверть века прирастить получилось, а у нас и 10-ти лет не прошло... )
(2000 г.)
* * *
Сначала довели русских пенсионеров до нищеты, а теперь предлагают о них позаботиться, обеспечив «существенную прибавку к пенсии» — за их квартиры, разумеется. (Тот же сладкий голос зазывает, что «обещал» «сделать ваучер золотым».)
* * *
Демократия рождает анархию, анархия — тиранию, а тирания — демократию. Этот замкнутый круг ещё древние нарисовали. И мы по нему, кажется, начинаем ходить.
* * *
Принцип передачи власти, которым воспользовался Ельцин, передав её способному преемнику из другого, следующего, более молодого поколения, — вполне римский принцип и, может быть, наиболее подходящий для России. Во всяком случае, в настоящее время и на обозримое будущее.
(Максимальный срок пребывания у власти — 12 лет; за это время нужно присмотреть и подготовить преемника из следующего поколения, открывая, по прошествии этого, максимального, срока, дорогу к власти ему и его поколению. Тогда развитие и смена власти будет идти плавно, эволюционно, без рывков и потрясений.)
* * *
Русские, как древние варвары (последние настоящие варвары человечества), на развалинах (чуждой им) российско-советской цивилизации (что такое нынешняя разруха в российских городах и весях, как не руины погибшей цивилизации?) построят новую, свою национальную, русскую.
* * *
Не надо ни с кем сближаться, приближать к себе кого бы то ни было слишком коротко — иначе сядут на голову.
* * *
Относиться к неглупому человеку, как к придурку, может только полный придурок.
* * *
Российский капитализм (его генезис) обнажил суть всякого капитализма вообще — его воровскую, грабительскую суть.
* * *
В советской историографии (и не только в ней) усиленно затушёвывали все национальные различия в угоду общему, а особенности России таковы, что ни с кем она ни совместиться, ни сравниться не может.
* * *
Смысл либерально-капиталистического эксперимента в России в том, что он доказал, что капитализм России никак не подходит. Социализм (общинное ведение хозяйства) подходит, а капитализм — нет. И на том спасибо. (За науку. Без этого эксперимента вряд ли бы до конца поверили. А так — проверили и убедились. И потомкам завещаем — держаться от капитализма подальше: что "капиталисту" здорово, то русскому смерть.)
* * *
Романовы повели (вырвавшуюся из польского полона) Россию по национальному пути, потому что были православными; большевики повели её (вырвавшуюся из либерально-масонского плена) по национальному пути — потому что были социалистами-антикапиталистами; а что может подвигнуть либеральных путаников, пленников либеральной идеологии, повести Россию по её пути? — разве что их прагматизм.
*
У России впереди два пути — или путь Горбачёва (доведение либерального режима до его логического завершения, до самой крайности, до стадии крайнего разложения, до того самого состояния, когда власть буквально валяется на улице) — и тогда до следующей развилки, или путь Сталина — и тогда надолго (если не навсегда).
*
Либеральная диктатура (на которую надеются либералы) — это сапоги всмятку, горячий лёд, смесь французского с нижегородским.