Что бы ни предприняла верховная власть, народ удивительно упорно безмолвствует. К чему бы это?
*
Как обманчиво его внешнее безразличие.
Угрюмое молчание принимают за апатию, за усталость. О, как они все ошибаются.
* * *
У нас нет критики — все бросились писать — романы, повести; литературоведы стали историками, пишут мемуары, очерки, пишут, пишут, пишут... А отклика — нет, а откликаться — некому, все говорят — и никто никого не слушает и не слышит. Глухари на току наши «критики».
*
На смену «критическому реализму» пришла «критическая» литература. Т.е. «литература» критиков.
* * *
Западная интеллигенция всегда на стороне своей страны, своего народа, своей, в конце концов, власти. «Наша», отечественная, почему-то всегда против (т.е. на стороне чужих народов, стран, правительств). Почему?
* * *
Демократы сделали своё (грязное) дело, демократы могут уходить. (Смысл происходящих политических перемен в России. Помогли перераспределить собственность — и адью.)
* * *
Начиная с Карамзина, Пушкина, Соловьёва, мы стали не только писать, но и понимать свою историю.
* * *
Березовский: «Путин уничтожает... элиту. Он говорит десяткам тысяч политиков верхнего эшелона: «Я смогу снять вас с работы». Это абсолютно неприемлемо».
«Олигарх» боится, что «вырежут» его, их «элиту», то непотопляемое вещество, что забило все поры в обществе. Уничтожат тот ничтожный слой, ту тончайшую прослойку «революционеров», продажную некомпетентную компрадорскую номенклатуру, которая, как плесень, как ряска, покрыла застывшую на какое-то мгновение Россию.
Прямо-таки Владимир Ильич, оплакивающий перед собственным концом горькую участь своей «гвардии». Чует ведь, что так оно и будет.
(2000 г.)
* * *
Как напоминает, как похожа «наша» Великая буржуазная «революция» на Февральскую «буржуазную»... Накануне победы — «революционный» взрыв изнутри, предательство правящей «элиты», её невынужденная капитуляция, отобрание (и отдача в руки противника — или «союзников») у народа плодов его заслуженной победы, казалось бы, уже достигнутой ценой неимоверных жертв, усилий, трудов, но в последний — роковой! — момент так вероломно ускользнувшей.
* * *
Политика наибольшего налогового благоприятствования для... олигархов. (Равная для всех 13-процентная ставка подоходного налога.)
Рай для олигархов. Страна для олигархов, правительство олигархов. Всё для олигархов. Всё для блага олигарха, всё во имя олигарха.
* * *
А ведь правильно когда-то сказала наивная русская женщина — у нас секса нет. И действительно, секса не было, была любовь. А сейчас вместо любви — секс. Разница. Но какая характерная. И характеризующая нынешний строй — цинично-пошло-расчётливый.
* * *
Наши «коммунисты» из разряда тех деятелей, о которых Маркс как-то сказал, что если это марксисты, то он не марксист. А они, к тому же, и не марксисты. А кто же они тогда — самозванцы?
(Никакого марксистского, «классового», социального, материалистического анализа в их стенаниях нет и близко — одни бабьи причитания. Не причины и предпосылки, а одни злые намерения: предатели предали, изменники изменили, трусы струсили, а о причинах ни полслова. Кругом измена, трусость и обман, старая коммунистическая песня. Не анализ — песня.)
* * *
Ловок, но не умён; умён, но не ловок. Такое часто бывает.
* * *
Дети выросли, мы постарели. Грустная штука жизнь.
* * *
«Либералы» надеются, что на смену зомбированному «совковому» поколению придёт перезомбированное на их лад, а патриоты надеются, что придёт раззомбированное. И те и другие связывают с будущим новым поколением русских людей одинаковые ожидания, но совершенно разные по смыслу — одни надеются, что придут россияне, а другие — что русские.
* * *
Господь не побуждает, Господь удерживает. («Даймонион» Сократа.)
* * *
Все поставлены в такое положение, что некогда думать, что нет возможности думать, нечего вообще думать, когда надо думать о куске хлеба. (Режим не столько интеллектуального, сколько чисто физического выживания.)
* * *
Молчание — знак безразличия. (Или скрытой неприязни, тайного недоброжелательства. )
* * *
Некогда читать, и незачем — что это даст? — напрочь отсутствует потребность в чтении, даже в качестве времяпрепровождения, такое это время.
*
Читали, но — не издавали; издают, но — не читают.
*
Кроме денег (и тех удовольствий, благ, которые на них можно купить, приобрести), ничего больше не интересует. (В такое время мы живём.)
* * *
Когда сделаешь, узнаешь, как надо было делать.
(Неудовлетворённость. Стремление переделать. Урок.)
* * *
Наиболее ценятся те охотничьи собаки, которые обладают так называемым «верхним» чутьём. Наши же «интеллигенты» лишены его напрочь. (Могут что-то найти, только уткнувшись мордой в землю. Если деньгами не пахнет, ничего не отыщут и ничего не поймут. Такие это «ищейки» истины.)
* * *
Деревенские жители, как собаки на своей территории, ко всем чужакам настроены враждебно или, по крайней мере, настороженно; в городе же все находятся как бы на чужой территории и поэтому или доброжелательны, или равнодушны к посторонним.
* * *
Говорят о монархии, о её необходимости для России, а она уже сложилась — дурная, президентская, монархия, фактический принципат, когда власть от одного правителя переходит к другому, его, выбранному им, а не народом, преемнику.
* * *
История России (и с Россией) — это сказка о гадком утёнке. Считали, что не страна — урод, а оказалось — прекрасный лебедь.
* * *
Я — абсолютно стихийный философ, не принадлежащий ни к какой школе (ну разве что к русской), не прошедший никакой выучки. Всё только из наблюдённого и рассмотренного, из естественного порядка вещей.
* * *
Уж лучше Пётр, чем Сталин; уж лучше Пётр, чем Ленин; уж лучше Пётр, чем Ельцин.
* * *
Римско-католическая Церковь и Русская Православная Церковь. Как характерно. Римская и вселенская. Русская и истинная.
* * *
Масонство есть Партия-Орден мирового либерализма, как Коммунистический Интернационал был Партией-Орденом мирового коммунизма. Главная цель — подчинить себе весь мир, не мытьём, так катаньем, не винтовкой, так деньгами.
* * *
Коммунистическую форму нужно наполнить национальным содержанием. (В этом и заключается будущее государственное устройство грядущей национальной России.)
*
Церковь и Партия-Орден — для духовного и государственного окормления народа.
* * *
Мы будем мучиться до тех пор, пока у нас не будет нравственной власти.
* * *
Законы истории суть религиозные законы. «Мне отмщение и Аз воздам».
* * *
Я с удовольствием читаю и Г. Федотова, и И. Ильина, двух непримиримых антагонистов: во мне, их благодарном русском потомке, они благополучно сошлись и примирились.
* * *
В Америке Белый дом, и в России — «Белый дом»; в Америке — День независимости, и в России — «День независимости»... «либералов» от России.
* * *
Bcё есть, потому что денег нет. Деньги будут — опять ничего не будет.
* * *
Все мы люди в той мере, в какой мы дети. (Сохранили детскость, детскую свежесть восприятия мира.)
* * *
Экономика должна быть не экономной (и не «рыночной»), а нравственной. Вот чего так до сих пор и не поняли коммунисты (вкупе с либералами).
* * *
Ультралиберальная (налоговая) политика правительства предвещает скорый крах либерализма. (Краткий всплеск перед кончиной.)
* * *
Раскол в мире происходит по линии национального противостояния.
* * *
Прошедшие 10 лет России — её дурной сон. (После кровавого — и это неплохо.) Он пройдёт, навьи чары развеются, Россия очнётся — и оживёт. Встанет с одра и пойдёт своим путём.
(2000 г.)
* * *
Европа, раздираемая непримиримыми внутренними противоречиями, как Древняя Греция когда-то, могла быть объединена не изнутри — ни одному из западноевропейских государств, даже самым могущественным, это оказалось не под силу, — а извне, как и Древняя Греция когда-то, Россией или Америкой. Америке повезло больше. Повезло ли Европе? И надолго ли это везение?
* * *
Сейчас народ спаивают (водкой, в основном) и опаивают (в основном, пивом), а при Брежневе — травили («Солнцедаром», «Лучистым» и тому подобной плодово-выгодной винообразной отравой).
* * *
Россия — не спящая красавица, а спящая медведица. (Вот когда проснётся...)
* * *
В такое вот время нам приходится жить — кроме великих покойников (русских мыслителей), ни одной живой души.
* * *
Учёный смотрит (на предмет своего изучения) сбоку (или даже снизу), философ — сверху; учёный идёт от общего к частному, философ — от частного к целому.
*
Наши русские мыслители, сформировавшиеся в советские атеистические времена (Зиновьев, Кожинов и др.), — они все пришли из узкоспециальных сфер в общие, и они для них оказались чересчур просторны, не хватило общих знаний (или не читали, или прочитали поздно); к тому же, сформировавшись в атеистические времена, на атеистической скудной пище, так и остались до конца атеистами, а атеизм бесплоден.
Лосев же, настоящий русский мыслитель (сформировавшийся как мыслитель в досоветские ещё времена), вынужден был, напротив, уходить из общего в частности, прятаться в них, скрывая свой философский ум.
*
Человек есть то, что он ест. И в духовном смысле тоже. (Атеистическая «духовная» пища не позволила никому из выросших в советское время мыслителей стать подлинно национальным.)
* * *
При капитализме везде и во всём — неравноправие, и прежде всего в оплате труда — за равный труд неравная оплата — в столице и в провинции, в городе и в деревне.
* * *
Это — ошибка. Но это осознаёшь, когда её сделаешь. А так вечно кто-то под руку толкает, пока не сделаешь. Но на всё воля Божья.
* * *
Наши истасканные (если не потасканные) либералы.
* * *
Неисправимая славянская наша натура — всё ждём, когда придут хозяин, барин, варяги и всё сделают за нас, дадут нам зарплаты, работу, наведут порядок, организуют нас, будут володеть нами. А сами не можем. Хотя, кроме мародёров (с нами в придачу), никого уже не осталось. Пора самим браться за дело и учиться делать дело — больше некому. Хошь не хошь, а придётся, деваться некуда.
* * *
Раньше призывали: пролетарии, объединяйтесь. А теперь призывают: демократы, объединяйтесь. Личины разные, а суть одна.
* * *
Скучно жить с дураками. А они повсюду.
* * *
Если трудоголика остановить, вынуть из повседневной круговерти, он запьёт. Не пьёт только потому, что некогда. Белка в колесе.
* * *
У коммунистов, как у некоторых видов жуков, один способ защиты — притвориться мёртвыми. Что они в минуту опасности и делают — поджимают лапки и замирают, авось пронесёт.
* * *
Люди ведут себя так, как будто жили всегда и будут жить вечно.
* * *
Все сбились в свои маленькие собачьи стаи, никого на свою территорию и в свою стаю не принимают, а всех чужаков облаивают. (За невозможностью укусить — а могли бы, так разорвали б.)
* * *
Я хочу синтеза. (Старой, «дореволюционной», и Новой, «красной», России в Россию Новейшую. А эту, нынешнюю, ублюдочную, и Россией назвать нельзя.)
*
Нигде, ни у кого нет синтеза. А везде есть раздрай, разлад и ссора. Вместо гармонии — хаос, вместо симфонии — разноголосица, вместо служения — суета.
* * *
Не знающий истории, ничего не знает.
* * *
Президент = Генсек. «Семья» = Политбюро. Администрация Президента = ЦК КПСС. Выбирает «президента»-генсека конклав-«семья». «Губернаторы» = секретари обкомов. Выборы — для проформы. Их результаты предрешены. Политически мало что изменилось в России с советских времён. А вот экономически... Здесь изменения колоссальные. Если не сказать хуже.
* * *
Православие — это нравственный ориентир; государству же нужен политический ориентир, лоция по проводу государственного корабля по замысловатому и коварному историческому маршруту — идеология, основанная на нравственном, христианском начале. Стремление к Царствию Небесному в личной жизни и к социальной справедливости — в государственной. (Православная социалистическая национальная идеология.)
* * *
Капитализм — космополитичен, национализм — социалистичен. Иудеи «в себе», «внутри себя» — социалисты («кибуцы», истинные коллективные хозяйства) — человек (иудей) человеку (иудею) друг, товарищ и брат. И Ветхий Завет, и Новый — их мораль — мораль общины, социалистической общины братьев по вере.
* * *
Экуменизм — либеральная эрзац-панрелигия.
(Марксизм пытался отменить религии и заменить их собою, а экуменизм пытается их соединить (как в римском Пантеоне) и, фактически, выхолостить.)
* * *
Главное, не проповедовать кому, а проповедовать что.
* * *
Коммунистическая система не способна была эволюционировать, освобождение из её объятий возможно было только через её революционный слом. (Почему Сталин довольно быстро свернул с рельс русского патриотизма (о национализме и речи не было), не повёл Россию по пути православно-монархического возрождения, не посмел или не подумал стать Русским Монархом.)
* * *
Бог с ними, с атеистами. О вере не спорят, веру имеют (или не имеют). Имеют или не имеют орган, которым верят. И больше нечего здесь обсуждать.
* * *
Большевизм — трагедия, либерализм — фарс. (По крайней мере, в России.)
* * *
В России нужно быть оптимистом, иначе впору вешаться.
* * *
Русский, стань православным. (Только тогда ты станешь настоящим русским.)
* * *
Национальная интеллигенция — самосознание народа. В России же интеллигенция искони была антинациональной. Нет сознания — нет нации.
* * *
Советское государство, творение рук человеческих, и просуществовало, сколько человеку (в среднем) отпущено — примерно 70 лет.
* * * .
Стержнем Российской империи было дворянство (военно-служилый класс, потихоньку отставленный и от тягот государевой службы, а потом лишённый и средств к существованию, рабов-крестьян и земли), которому, чтобы обрести былое значение, стать бы основой национальной интеллигенции, но не по тому признаку в него отбирались и попадали; стержнем коммунистической Красной империи была партноменклатура, партбюрократия, но, с вырождением правящей головки, она оказалась обезглавленной и неспособной к самоуправлению (в постсоветской, ельцинской России); стержнем же будущей национальной России должна стать национальная русская интеллигенция (её аристократия духа, постоянно отовсюду, из всех слоёв народа подпитываемая лучшими его представителями и, в свою очередь, беспрерывно поставляющая достойные кадры для управления страной).
* * *
А насчёт того, куда мы шли (в конце существования Российской империи), так, по-моему, мы шли к феодализму: нужно же было закрепощать крестьян и брать откуда-то средства на индустриализацию...
* * *
Кавказ — пороховая бочка России.
* * *
Относись к ближнему своему, как к самому себе, — первая заповедь социализма. Национальное устройство — справедливо, т.е. социалистично.
* * *
Я разноречив, потому что разносторонен.
* * *
У нас Бога выкинули (из жизни, сделали веру в Него неприличной), на Западе Его выхолостили (если и поминают, то всуе).
* * *
Не бойся быть самим собой. Это главное.
* * *
Атеизм — аристократическая болезнь? Аристократы — атеисты. Разночинцы — нигилисты.
* * *
Нет больше ни римлян, ни греков, и только русским по силам их мiротворческая ноша.
* * *
Идиот — это безнадёжный дурак.
* * *
«Есть вещи поважнее мира». Русским, помешанным на заклинании советских времён «лишь бы не было войны», об этом особенно следует помнить — есть вещи поважнее, чем мир с негодяями.
* * *
Русские — в современном мире — для немцев в частности и для Европы в целом — это то же, что греки для римлян в древности. Если удастся соединить германское государственное начало (отдав немцам роль римлян, за которую они всегда так держались) с русским духовным (взяв на себя роль эллинов, к которой русские всегда самым естественным образом тяготели, будучи, по правде, неважными государственниками и нуждаясь для создания чего-то государственно-крепкого в посторонней помощи, чаще всего неосознанной, непрошеной), то, может быть, с Божьей помощью, удастся построить Новую, Единую, Европу, создать Новую Византию, соединение в рамках одного государства римской организации и греческой мудрости.
*
Русская династия Романовых быстро заглохла на Петре II, внуке Петра I, учудившего выдумать антидинастический Закон о престолонаследии (отдать «всё» Бог знает кому), а наследовавшая ему через некоторую временную чересполосицу династия Голштин-Готторпских быстренько перешла к европейскому закону (по старшинству — от отца к сыну), установив в России законную преемственность и обрусев, начиная с правнука (Александра III, немца по крови и первого в династии русского по духу царя) её основателя.
*
Но русским больше не приходится рассчитывать на постороннюю помощь — придётся искать среди себе подобных людей государственного инстинкта и «римской» крови. (Деваться некуда, найдут.)
* * *
Зависть там, где конкуренция.
* * *
Совсем не говорят (а может быть, и не понимают), почему так быстро рухнули фашизм и коммунизм. А рухнули потому, что были языческими и атеистическими по духу, были исключительно человеческих рук творением, и скончались, не прожив больше одного, отведённого одной человеческой жизни срока.
* * *
Пьяница, почти всегда, почти без исключений, — это слабак и тряпка. Не он жену, а жена его почти всегда бьёт. Бьёт, потому что пьёт, потому что слабак и тряпка. (Только не путать с подвыпившими дебоширами, драчунами и забияками, которые пьют для куража, чтобы покуражиться, покуролесить.)
* * *
Бурное развитие промышленности, но насаждаемой сверху (и технологически заимствуемой из параллельного — капиталистического — мира); бурное развитие городов, население которых призвано обеcпечивать рабочими руками эту промышленность (в основном добывающую, обрабатывающую и военную, обслуживающую военные нужды); бурный, в связи с этим, рост городского населения за счёт сельского, — всё это и есть социально-экономическое содержание советского феодализма, обеcпечившее бурный рост предпосылок для перехода к буржуазному этапу развития России (за счёт чрезвычайно быстрого накопления материальных и человеческих ресурсов для этого). Но повели Россию не по пути национально-капиталистического развития, а по компрадорско-колониальному. Значит, в повестке дня теперь, вслед за буржуазной, национальная революция. И никуда от этого не деться, господа-товарищи. (Но сначала она должна произойти в сознании народа, а сознание это не сформируется и не проснётся раньше, чем сформируется и протрезвеет, освободив свой (индивидуальный и совокупный) разум от либеральной антинациональной демагогии, национальная интеллигенция. Так что наберёмся терпения и будем ждать — не так уж и долго осталось.)
*
(Русские, став, в основном, городским населением в Советском Союзе, замедлили рост своей численности, в то время как большая часть нерусского и неславянского населения, оставаясь преимущественно сельским, этот рост не прекращала. что привело (в послевоенный, безрепрессионный, период) к выравниванию численности русского и нерусского населения Империи, а вместе с тем и стало одной из предпосылок её распада. Урок на будущее.)
* * *
Среди нас, русских, мало (даже очень мало) русских.
* * *
Глядя на карту нынешней России, как-то забывают, что не так уж давно (при Сталине) и Китай (полностью!) был под её контролем, и Северная Корея, не говоря уже о Монголии, и Восточная Европа (как раз в тех пределах, куда предки нынешних монголов доскакали), — а начинаешь говорить, что мы и есть геополитические наследники монголов, отмахиваются, не верят.
* * *
У нас жрецы, а не священники (в большинстве своём). Справляют требы и собирают мзду.
* * *
В своих книгах мы умнее, и гораздо, чем мы есть на самом деле.
* * *
Учёный (за редким и даже редчайшим исключением) — это муравей, который снесёт в кучу всякую всячину, а что делать с этой кучей, и понятия не имеет. (Но польза в его труде есть, это несомненно: откуда же мыслителю и брать необходимые ему факты, как не из этой кучи трудолюбивого муравья.)
* * *
Византия — это застывшая (охристианившаяся) античность. Это законсервировавшая себя античность в феодальном (враждебном) окружении.
* * *
Хвалят уже не художников (и даже не своих художников), а своих, просто своих. (Из своей стаи, своры, шайки, компашки и т.д.)